Подвиг народа

Мемориал

Музей Победы

"Масали"

Поиск

Вход на сайт

Календарь

«  Сентябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0




Среда, 30.09.2020, 03:55
Приветствую Вас Гость | RSS
Историко-краеведческий музей Масальской школы
Главная | Регистрация | Вход
История развития детского движения


Привлечение учащегося к самоуправлению прежде всего формирует у него организаторские навыки, коммуникабельность, позволяет в дальнейшем быстрее адаптироваться к условиям жизни.

 

В комсомольской организации

Во времена СССР органами самоуправления в школе были комитет ВЛКСМ, совет дружины.

Выборы в комитет комсомола проходили на комсомольском собрании. Обычно к собранию педагогический коллектив тщательно готовился. Классные руководители с классами обсуждали кандидатуры ребят в комитет, помогали им определиться с выбором, именно классный руководитель начинал воспитывать в классе будущих лидеров.

Нужно было очень умело действовать, чтобы настроить ребят на решение одного из главных вопросов – кто будет руководить жизнью школы в течение года, обычно это удавалось.

Распределение обязанностей внутри комитета. Часто можно было слышать – «Я хочу!» или «Можно, я буду…». Это всегда приветствовалось. Большей популярностью пользовались такие направления в работе: культурно-массовый, спортивный сектор, шефский. Затем работа с ответственными в классах.

Руководил работой комитета ОВВР. Учителя оказывали помощь в работе секторов: спортивного – учитель физкультуры, политмассового – учитель истории.

Важным звеном была учеба актива и внутри школы и внутри района (оттуда ребята привозили какие-либо идеи, новинки, например, «День самоуправления»).

Очень недолго просуществовал учком. Трудность – в согласовании действий, разделение полномочий с комитетом.

Осуществление дежурства. Работали сводные отряды (учащиеся с 5 по 10 класс) и командир отряда – ответственный член учкома (Трапезников Ю.). Работой руководил директор школы, больше никто из педагогического коллектива не привлекался к дежурству. В школе был порядок.

Совет бригады – отвечал за трудовую деятельность в школе. Бригадир входил в состав комитета ВЛКСМ. Направления работы:

А) организация патрулирования лесополосы до Кизака под Новый год;

Б) изготовление скворечников, кормушек (Зеленый патруль)

В) Укрепление берегов водоемов – садили талину (Голубой патруль).

 

Зырянова Надежда Леонидовна

ОВВР (1976-1992)

 


Воспоминания старшей пионервожатой Ивановой Людмилы Николаевны

После окончания педагогического училища в 1970 г. я пришла работать старшей пионерской вожатой в Кизакскую восьмилетнюю школу. Радовало то, что это моя школа, которую я закончила в 1966 г. Здесь все было знакомо: классы, учителя – Жеребцова А.Т., Андреев Е.А. Директором школы работал Григорьев Я.Е., который вел у нас русский язык и литературу в 5-7 классах. Практики пионерской работы не было (кроме 10 часов лекций по пионерской работе после 3 курса и 1 сезона вожатой в пионерском лагере), поэтому постигать все пришлось, как говорят, на ходу.

Первое мероприятие, которое я должна была приготовить, - торжественная линейка, посвященная Дню знаний (1 сентября 1970 г.). Как я волновалась, переживала, но помогли – Баранова Л.П. и Григорьев Я.Е. Все прошло как во сне. Рапорта, стихи, песни, выступления учителей, родителей. Появились помощники – Оля Жеребцова, Таня Богдан, Таня Андреева. С одного слова они понимали, что нужно делать. В первое воскресенье сентября мы сходили со всеми желающими в поход на Кизакскую гору. Пришло где-то 20 ребятишек. Пешком, кто-то на велосипеде. Был теплый солнечный день. Разожгли костер, испекли печенки, побегали, поиграли, поговорили о том, чем будем заниматься, как будем жить в пионерской организации.

Пионерская дружина школы носила имя В.В. Николаевой-Терешковой, первой женщины-космонавта. В те годы было модным давать имена космонавтов. Терешкова – так Терешкова. Будем носить ее имя. Стали планировать работу. С чего начали? Литературы, кроме газеты «Пионерская правда», никакой. Планов работы, заседаний, протоколов предыдущих нет (т.к. вожатые работали временно, за документацией сильно не следили). Начали с небольшого. Помощь совхозу в уборке картофеля. Тимуровская помощь ветеранам войны и труда, сбор макулатуры и металлолома (еще в Кизаке сумели собрать и сдать металлолом). Шефство над октябрятами.

В конце сентября – начале октября 1970 г. я была на курсах старших пионервожатых в г. Тюмени. Жили на турбазе Верхний Бор. Курсы были организованы по линии Тюменского обкома ВЛКСМ. Ежедневно нам читали лекции, проводили практические занятия, писали и писали. На встречу приезжали секретари обкома ВЛКСМ, пионерские вожатые, которые знали как, и умели работать с пионерами. Это была моя первая пионерская школа. После окончания курсов я вернулась в школу, где меня ждали мальчишки и девчонки, готовые ринуться в бой.

Вооружившись знаниями с курсов, я уже знала, как и что делать. На помощь также пришли работники Упоровского райкома ВЛКСМ. Радовало то, что 1-м секретарем Упоровского райкома был Носов Э.И. (бывший 2-й секретарь Голышмановского РВЛКСМ, с ним много пришлось встречаться, когда я была зам. секретаря пед. училища). 3-м секретарем работала моя однокурсница Яковлева Светлана.

При первой встрече с Носовым Э.И. он мне сказал: «Структуру деятельности комсомольской организации ты знаешь, перенеси ее на пионерию. Тогда все получится». Так оно и вышло. Проблема была в том, что проконсультироваться было сложно, так как в школе не было телефона, телефон был один на всю деревню, в конторе, а туда не набегаешься.

Составили план работы дружины на год, избрали совет дружины. Первый год работы, в основном, полагались на активистов. Их было много, каждый выбирал себе поле деятельности сам. Готовили линейки, сборы, проводили заседания штабов (секторов).

Осень 1970 г. была осенью ожидания въезда в новую школу. Очень часто с ребятами 8 класса нас отправляли на работу в школу, которая находилась в 3 км от Кизака, в Масалях. Школа сдана была в эксплуатацию в октябре 1970 г. благодаря стараниям и деятельности директора школы Григорьева Я.Е., который со своими просьбами о необходимости строительства новой школы дошел вплоть до 1 секретаря Тюменского обкома КПСС.

И вот 23 ноября мы на открытии новой Масальской школы. На открытии присутствовали: Чеглакова Т.М. – 3 секретарь РК КПСС, Носов Э.И. – 1 секретарь РК ВЛКСМ. Подарили нам пионерскую атрибутику – барабаны и горны.

Пионеры дружины принимали активное участие во всех делах. Работал совет дружины. Первым председателем совета дружины был Емельянов Юра.

Самое главное для пионеров была учеба. Поэтому работа штаба «БОЗАЗ» (борьба за знания) заключалась в следующем:

В штаб входили учебные сектора пионерских отрядов. Еженедельно они собирались на свои заседания. Заслушивали отчеты ответственных за учебу, беседовали с двоечниками, выявляли причины получения «2», назначали консультантов, проверяли дневники, тетради. Особо следили за ношением пионерского галстука. Первый год это была проблема. С ребятами, которые ходили без галстука, проводили беседы, отправляли домой, делали записи в дневнике, ставили в известность родителей. Среди отрядов было организовано соревнование. Лучший класс по учебе, сколько получили «5», «2»; какая работа проведена. В каждом отряде были избраны политинформаторы, которые готовили и проводили политинформации под руководством классных руководителей еженедельно по газете «Пионерская правда», знакомили с событиями в стране и за рубежом. Особенно интересно проходили политинформации, когда где-то проводились олимпийские игры. За такими событиями следили не только мальчишки, но и девчонки. Знали все и обо всех. Радовались за победы наших лыжников, гимнастов, хоккеистов и всех спортсменов СССР. Оформляли молнии, вырезки из газет. По инициативе политсектора дружина приняла участие в акции «Наши подарки детям борющегося Вьетнама». Пионеры собрали: альбомы, тетради, ручки, ручки, карандаши, линейки, блокноты, книги, игрушки. Все это было отправлено в обком комсомола и централизованно через ЦК ВЛКСМ вручено вьетнамским детям. Как мы были все горды, когда за участие получили благодарность из ЦК ВЛКСМ.

Ребята штаба были ответственны за проведение таких торжественных линеек, как 8 февраля День Памяти Юного героя-антифашиста, готовили беседы о героях-антифашистах, шли в отряды и там рассказывали о подвигах юных борцов. А 8 февраля – торжественная линейка, посвященная этой теме.

В спортивный сектор входили, в основном, мальчики. Проводилось много соревнований. Традиционными у нас были соревнования по шашкам и шахматам. Играла вся школа. Вначале играли в отряде, а затем в дружине. Играли не только мальчишки, но и девчонки. Затем защищали честь школы на районных соревнованиях.



Хорошо в шахматы играл Ваня Денисов, был победителем среди пионеров в районе. Соревнования по лыжам, легкой атлетике проводили учителя физкультуры. Позднее любимым делом, игрой стала «Зарница», которой в то время отводилось очень большое значение. Горды отряды были тем, кому приходилось защищать честь школы на районной «Зарнице», но это право надо было заслужить.

В трудовой сектор входили ответственные за труд в отрядах. Их работа заключалась в следующем:

- дежурство в классе;

- уход за цветами;

- участие в операциях «Березовая почка», «Зеленая аптека».

Ежегодно всей дружине объявлялась операция «Березовая почка». Принимали участие все учащиеся, было объявлено соревнование между классами. Однажды летом заготавливали крапиву для совхоза «Видоновский».

Операция «Экономия и бережливость». Ребята следили за электроэнергией в школе, выключали лампочки. Следили за расходом хлеба в школьной столовой, за использованием учебных принадлежностей. В библиотеке помогали ремонтировать книги. Летом следили за работой на пришкольном участке.

Особое внимание уделялось работе с октябрятами. Октябрята жили под девизом «Октябренок, не забудь – в пионеры держишь путь!». Разрабатывали задания и давали октябрятам, составляли викторины. Много работы было у октябрят 4 класса. Они готовились вступить в пионеры. Оформляли альбомы, проводили конкурсы рисунков, учили пионерские песни, стихи, читали книги о пионерах-героях.

Традиционным в дружине был день рождения В.И. Ленина – 22 апреля. Пионерская дружина пополнялась новыми пионерами – учащимися 4 класса. На сборе все отряды рапортовали о своей работе: «Наш подарок В.И. Ленину».

Но все-таки главным направлением в дружине была тимуровская работа:

- уход за памятниками в Кизаке, Масалях, Видоново, Марково и памятником жертвам кулацко-эсеровского мятежа, построенным учащимися Масальской школы под руководством Андреева Е.А. в 6 клетке за 9 км от с. Масали;

- шефство над ветеранами войны и труда.

В это время появилась идея поменять название дружины. В отрядах изучили жизнь и деятельность А.П. Гайдара, его произведения, провели сборы. Обратились в РК ВЛКСМ с просьбой присвоить дружине звание А.П. Гайдара и в 1972 г. дружине присвоено имя А.П. Гайдара. С 1972 г. дружина носила звание «Правофланговая». Еще интереснее работа была, когда отряды стали шагать Маршами пионерских отрядов.




В школьном содружестве

С 1993 года начала работать ОВВР. Опыта подобной деятельности не было, и стаж педагогический был небольшой. Трудности заключались в том, что это было время перехода от пионерских и комсомольских организаций к новому, о формах, направлениях которого никто ничего не знал. Положительный аспект заключался в том, что поле деятельности для творчества было обширным. Вероятно, были и предпосылки, вполне реальные, чтобы воспитательную работу свести к нулю или сделать формальной. Но только не в нашей школе. В Масальской школе  были своевременно заложены и мощно развиты различные многолетние традиции внеурочной воспитательной работы с детьми. Во-первых, туристическая деятельность, включающая в себя несколько важнейших воспитательных направлений. Во-вторых, трудовое воспитание, которое, как и предыдущее направление, было не однажды отмечено на районном и областном уровне. Кроме того, кружковая деятельность, художественная самодеятельность и др. Таким образом, коллектив учителей и учащихся был деятельным, лёгким на подъём, готовым к покорению новых вершин и освоению новых педагогических дорог. Задачей №1 стало создание детской организации, отвечающей новым веяниям, интересной для современного ученика, мотивирующей коллектив на обновление через сохранение лучших традиций. Дом пионеров объявил конкурс на лучшее название, девиз, эмблему районной детской организации. В этом конкурсе победила наша школа, предложив название «Планета детства», которое через несколько лет изменили в «Пладет». Для собственной школьной организации большинством голосов утвердили название «Содружество», кроме того, появилась эмблема(которую на уроках труда ребята под руководством Бирюкова С.А. сделали из дерева для использования  при проведении общих сборов), гимн, флаг(девочки на уроках труда сшили флаг воодушевлённые Бирюковой А.В.), девиз, разработали права и обязанности членов детской организации, её структуру. Чтобы новая структура работала было необходимо определить поле деятельности министерств, их было пять: образования, печати, спорта, культуры, труда. Вводили и систему баллов для определения результатов работы министерств и классов. Раз в четверть проходил общий сбор, на котором  подводились итоги работы министерств и классов, анализировались основные моменты школьной жизни, готовились номера художественной самодеятельности для поздравления лучших, определялся план дальнейшей деятельности, награждались активисты, хорошисты и отличники, делались фотографии наиболее успешных помощников взрослых. Заседание актива проводилось еженедельно по пятницам после первого урока. Эта традиция сохранена до сих пор. Представители каждого министерства получали задание на неделю и отчитывались о проделанной работе, решались трудные вопросы и проблемы, если они возникали в ходе недельной деятельности. Ежегодно в сентябре выбирались новые представители в министерства, президент, его заместитель на общем собрании через выдвижение кандидатур от классов и представление устной характеристики на каждого предложенного в актив ученика. Основную работу вели старшеклассники, средние и младшие учились у них. Стать президентом детской организации мог любой ученик школы, набравший максимальное количество голосов собрания, чья характеристика доказывала, прежде всего, его деловые качества, организаторские способности, творческую инициативу. Это не всегда были отличники и хорошисты. Ученики, имеющие тройки по предметам, тоже имели шанс и попадали в руководство детским коллективом, доказывая впоследствии, что польза от их работы велика. Лучшие руководители актива: Емельянова Наташа, Секисова Алёна, Мищенко Света и другие. Замечательно работали в творческих группах: Катаевы Юля и Света, Крашанина Лена, Мищенко Рома и Вова, Григорьев Алёша, Матвеев Саша, Логинова Настя и другие. Они всегда по вечерам были в школе: репетировали, готовясь к районным и областным КВН, «Трудовому лету», дням самоуправления, конкурсам, устным журналам, праздничным концертам. Жизнь в школе была активной и бурной. По вечерам работали различные кружки: «Шитьё и вязание», «Резьба по дереву», «Литературная гостиная», секции и т.д. Максимальное количество учащихся было охвачено воспитательной работой. Самоуправление понималось как творческий союз учителей и учеников, при этом мудрые педагоги в любом начинании были рядом с ученическим активом и чуть-чуть впереди, поощряя детскую инициативу, считаясь с мнением ребят, учитывая их интересы. Администрация школы (директор Суковатый В.В., завуч Зырянова Н.Л.) создавала все условия для развития воспитательной работы в школе, внедрения нового, передового, оказывала действительную помощь и поддержку. Практически еженедельно по итогам школьных и районных мероприятий проводились линейки, награждались ученики – активисты, по итогам четвертей  и года грамотами и подарками отмечались успехи хорошистов и отличников. Зырянова Н.Л., которая к моменту начала моей работы в качестве ОВВР, имела за плечами большой стаж подобной деятельности, многому научила меня: ответственности перед детьми и школой за результат, терпению на репетициях, упорству в процессе подготовки. Вселяла в меня уверенность, поддерживала, давала своевременные советы, оказывала практическую помощь, словом, была негласным настоящим доброжелательным наставником. Думаю, что ничего бы у меня не получилось без её постоянной помощи. И в те годы, следуя сложившимся традициям, детская организация сотрудничала с ДК, сельской библиотекой, Советом ветеранов. Запомнилось массовое школьное мероприятие «Все игры в гости к нам», на которое был приглашен областной, районный и сельский Советы ветеранов. Оно прошло на одном дыхании, в атмосфере искренности, трогательности, взаимного уважения. По окончании участники сделали вывод о том, что неразрывна и значима связь поколений, только взаимодействуя, можно передать опыт старших подрастающему поколению, научить любить Родину, свой край. Велика была  в воспитательной работе и роль классных руководителей. Для осуществления КТД каждый из них вносил свою творческую лепту. Особенно эффективно работали классные руководители: Бирюкова А.В.(отличающаяся высоким уровнем ответственности и творческого потенциала), Григорьева Т.Г.(умеющая вдохновить вверенных ей детей на результат), Мищенко А.П.(пользующаяся абсолютным авторитетом у своих подопечных во все времена), Катаева Л.А.(одаренный учитель и воспитатель, способный приготовить мероприятие и для района и для области), учителя начальной школы Фёдорова З.А., Архипова Н.В., Григорьева Л.П. (работавшие единым коллективом, старательно и системно) и др. В организации воспитательных дел огромное значение имеет наличие школьного педагогического ядра, к таковому могу отнести коллег – Бирюкова С.А, Закшаускене С.А, Бирюкову А.В, Зырянову Н.Л, Паутов В.И. Без Василия Игоревича, его музыки, идей для патриотических сценариев трудно себе представить праздник 9 Мая, на который  собирается всё село, а конкурс «Утренняя (школьная) звезда», организованный им, навсегда зародил у детей любовь к песне, музыке. Школьный ансамбль исколесил все окрестные деревеньки с концертами, а фольклорно-музыкальные номера с использованием народных инструментов, зачастую изготовленных самим Василием Игоревичем, встречали зрители очень тепло. Администрация следила, чтобы для развития музыкального направления, работы двух составов ученических ансамблей было всё необходимое. Школа тогда становится школой радости и добра, когда в ней допоздна не гаснет свет, потому что работают кружки, идут репетиции, когда каждый ученик имеет возможность найти себе занятие по душе, чтобы по утрам и вечерам бежать торопливо по школьной тропинке, ведущей в будущее, во взрослую жизнь.

Паутова Любовь Анатольевна, ОВВР с 1993-2002г.

Copyright MyCorp © 2020